Северный морской путь. Досье
Северный морской путь. Досье
1 марта Путин заявил, что Севморпуть станет "ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока" ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2018 года, выступая с посланием Федеральному собранию РФ, президент России Владимир Путин заявил, что Северный морской путь (СМП) станет "ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока". По словам главы государства, перед Россией стоит задача сделать его "по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией" и увеличить к 2025 году грузопоток на СМП до 80 млн тонн в год. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном состоянии Северного морского пути. Северный морской путь - судоходный маршрут в российской Арктике. До начала XX века использовалось название Северо-Восточный проход. В официальных российских документах СМП определен как "исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ". Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения - 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал - 23 тыс. 200 км, а по СМП - 14 тыс. 280 км (на 40% короче). Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной. История освоения Принято считать, что первым идею использования Северо-Восточного прохода для морского сообщения высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Предшественником Северного морского пути был Мангазейский морской ход - маршрут от устья реки Северная Двина до Тазовской губы в устье реки Оби, который активно использовался русскими купцами в XVI-XVII веках. Исследование последнего участка Северо-Восточного прохода вдоль Чукотки до Тихого океана связано с именем Семена Дежнева, который в 1648 году открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив). В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная правительством Швеции, а также шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого совершила первое в истории плавание Северным морским путем с востока на запад - из Владивостока в Архангельск. В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по СМП. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который впервые в истории прошел СМП за 65 дней. Со второй половины ХХ века через Северный морской путь стало осуществляться снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости населенных пунктов Крайнего Севера и Дальнего Востока. С 1954 года Главсевморпути входило в структуру Министерства морского флота СССР. В 1970 году была учреждена самостоятельная Администрация СМП при Министерстве морского флота. Современное состояние В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. 24 января 2013 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Распоряжением правительства РФ от 15 марта 2013 года для управления СМП было создано Федеральное государственное казенное учреждение "Администрация Северного морского пути", подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта РФ. В функции Администрации входит выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке на СМП, содействие в проведении поисковых и спасательных работ и др. С апреля 2016 года ее возглавляет Дмитрий Смирнов. Согласно поправкам от 29 декабря 2017 года в Кодекс торгового мореплавания РФ, суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории РФ. Эта норма не относится к уже заключенным контрактам на перевозку. На трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и др. Проводку судов по СМП осуществляют четыре компании: "Росморпорт", "Мурманское морское пароходство", "Дальневосточное морское пароходство" и "Лукойл". В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов: четыре атомных ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач") и четыре - дизель-электрических ("Адмирал Макаров", "Красин", "Капитан Хлебников", "Капитан Драницын"). Кроме того, круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении (в восточном - в летние месяцы) осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Эти суда осуществляют перевозку сжиженного природного газа, который производится на заводе "Ямал СПГ" (Ямало-Ненецкий автономный округ). Показатели В советское время рекордный объем перевозок по СМП был достигнут в 1987 году - 6,6 млн т. В 2017 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил 10,7 млн т (в 2016 году - 7,5 млн т). В том числе морскими судами (без учета транзитных судов) было перевезено 9,8 млн т, а речными - 0,8 т различным грузов. Транзитными судами перевезено 194 тонны грузов. По итогам 2017 года администрация Севморпути выдала было выдано 662 разрешения судам на плавание в акватории СМП (в 2016 году - 718), в том числе 107 разрешений было выдано судам, плавающим под иностранным флагом. Северный завоз СМП используется для так называемого северного завоза - снабжения топливом и продовольствием российских регионов, которые не имеют круглогодичного автомобильного или железнодорожного сообщения с остальной территорией страны. До 2005 года действовала схема софинансирования поставок: 50% средств предоставлял федеральный бюджет, 50% - выделяли регионы. С 2005 года вопросами северного завоза занимаются региональные власти, они могут принимать меры поддержки по льготному кредитованию или возмещению расходов местных органов самоуправления и частных компаний по закупкам и доставке топлива и продовольствия. По данным на начало 2000-х годов, ежегодно в северные регионы доставлялось порядка 1,5 млн т нефтепродуктов, 3-4 млн т угля, более 500 тыс. т продовольствия. В настоящее время целостной статистики по их снабжению не ведется. В федеральном законодательстве понятие "северный завоз" отсутствует. Планы развития Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья. По данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в арктическом регионе страны составляют 260 млрд т условного топлива или 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России. Из 15 действующих и перспективных инвестпроектов в Арктике (Варандейское нефтяное месторождение, "Ямал СПГ", Таймырский угольный бассейн и др.), 11 связаны с освоением нефти и газа, четыре - руд и угля. В рамках госпрограммы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" запланировано увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути до 63,7 млн т в год, уровня технической оснащенности трасс СМП - до 40,5%. Комплексный проект развития Северного морского пути от 8 июня 2015 года предусматривает выполнение до 2030 года мер по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП; по развитию морских портов; обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути; по разработке и строительству морской техники, систем и средств. До 2025 года планируется строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт и атомного ледокола мощностью 110 МВт. Проблемы развития Главный недостаток Северного морского пути - тяжелые природные условия (в частности, летом в море Лаптевых температура не поднимается выше 1 градуса по Цельсию), ограничивающие сроки проведения навигации. Круглогодичная работа СМП возможна только при обеспечении маршрута атомными ледоколами, что повышает ее стоимость. Сдерживающим фактором развития СМП являются малые глубины на традиционных маршрутах: для прохождения крупнотоннажных судов требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов. При этом ширина канала, необходимая для проводки через льды крупных танкеров класса Panamax и Snesmax (40 и 50 м соответственно), а также газовозов, требует постройки ледоколов с большим водоизмещением. Действующие в настоящее время в России ледокольные суда обеспечивают канал шириной 33-34 м. Инфраструктура большинства арктических портов, за исключением Дудинки, требует масштабной модернизации. Необходим капитальный ремонт или строительство новых причальных сооружений, работы по дноуглублению для приема современных судов, установка современных навигационных систем и др. https://tass.ru/info/4999806